Прежде всего, надо иметь в виду, что правовые нормы закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - закон №66-ФЗ) будут пониматься и применяться правильно только во взаимосвязи с иными нормами гражданского права. Иначе неминуемы ошибки, которые и наблюдаются во многих случаях в настоящее время.
На электроэнергию садоводческое товарищество с индивидуалом договор заключать не вправе, товарищество не имеет права продавать или перепродавать электричество. этот вид деятельности требует разрешения двух контор - Минэнерго и тарифного органа, кроме того, торгующая организация должна быть коммерческой. У индивидуала должен быть прямой договор с энергоснабжающей организацией.
Что касается других коммунальных услуг, например, водопровода, то тут СНТ имеет право заключить договор и на пользование оборудованием и на сам товар. На дороги - тоже.
Относительно вопроса о снабжении электроэнергией гражданина, ведущего садоводство в индивидуальном порядке на территории садоводческого объединения, то с правовых позиций пользование электричеством таким садоводом, наверное, проще, чем пользование другими составляющими инфраструктуры. Если садовод-индивидуал ранее был членом товарищества, внес целевой взнос и пользовался электричеством, то он уже имеет технологическое присоединение к электрической сети и, таким образом, имеются все необходимые и достаточные условия для заключения договора энергоснабжения. По законодательству договор должен заключаться между гражданином и энергосбытовой организацией (гарантирующем поставщиком), которая не вправе отказать в заключении договора, если имеется присоединение. Такая норма является одним из краеугольных камней проводимой в стране реформы электроэнергетики.
Единственное условие для заключения договора энергоснабжения
Согласно закону "Об электроэнергетике", отношения субъектов розничного рынка электроэнергии регулируются "Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденными Постановлением Правительства РФ 31 августа 2006 г. N 530 (далее - ПФРР). При этом, не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения (ст.37 ч.4 закона "Об электроэнергетике"). Все правовые нормы, касающиеся рынка электроэнергии, содержатся исключительно в ПФРР, законе "Об электроэнергетике" и ГК РФ. Сказанное справедливо и для СНТ, которое является потребителем на розничном рынке.
ПФРР назвали единственную причину по которой гражданину может быть отказано в заключении договора энергоснабжения. Такой причиной является отсутствие проводов, доставляющих электроэнергию до участка садовода. По-другому, это называется отсутствием технологического присоединения.
Норма ПФРР о необходимости подтверждения гражданином при заключении договора энергоснабжения своего технологического присоединения, диспозитивна. Подтверждением могут быть любые бумаги, например, квитанции об оплате энергии. Практика требовать дополнительных документов не соответствует закону. Гарантирующий поставщик - это всего лишь торговая негосударственная организация, не наделенная правами что-то требовать от покупателя. Если у гражданина нет документов, подтверждающих наличие технологического присоединения, то гарантирующий поставщик должен самостоятельно убедиться в наличии присоединения.
Перед заключением договора энергоснабжения гарантирующий поставщик вправе проверить наличие у потребителя электросчетчика, должным образом установленного, поверенного и опечатанного.
Электросчетчик Измеритель количества товара (электросчетчик) должен стоять у потребителя. Продавец в лице энергосбыта имеет право периодически проверять исправность счетчика, сохранность пломбировки и наличие действующего документа о поверке счетчика. По новому законодательству, поверка счетчика осуществляется за счет гражданина, стоимость поверки должна устанавливаться местными органами власти (про что они, скорее всего, не помнят). Гражданин вправе поручить поверку счетчика энергосбыту, а если это окажется чрезмерно дорого, то никто не запрещает гражданину купить новый счетчик с заводской поверкой.
Электросчетчик должен быть класса не ниже 2,0 (иметь погрешность не более 2%). Счетчик может быть самым простым, отечественного производства или импортным, из разрешенных к применению органами стандартизации. Устанавливается счетчик на принадлежащей гражданину территории, в месте удобным для его функционирования и для обеспечения его сохранности. Никакие требования энергосбытовых организаций, председателей СНТ, решения общих собраний об установке счетчиков на ближайшем столбе юридической силы не имеют. Установка счетчиков на опорах в качестве контрольных (но не расчетных), является мероприятием, облегчающим энергосбыту процесс технологического контроля, но устанавливать такие счетчики, как на своей территории, так и на территории СНТ (с разрешения СНТ), энергосбыт обязан за свой счет.
Законодательство не исключает возможности отсутствия счетчика у гражданина. В пункте 136 ПФРР говорится: "Оплата потребленной электрической энергии... осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа..." Если точки присоединения энергопринимающего устройства потребителя не оборудованы приборами учета, определение объема потребленной электрической энергии осуществляется в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, исходя из норматива потребления коммунальных услуг.
Один электросчетчик на всех До сих пор СНТ продолжают выполнять функции перепродавцов энергии, как это раньше делали СТ (товарищества, существовавшие до закона №66-ФЗ), хотя правовые основания к этому теперь отсутствуют. Ранее, такая перепродажа осуществлялась на основании межведомственного нормативного акта и на технически разумных условиях (СТ предоставлялась скидка в 12,5% для покрытия издержек при перепродаже). В настоящее время законодательством не предусмотрена возможность перепродажи садоводческим товариществом электроэнергии садоводам. Такая деятельность - лицензируемая, требующая включения в реестр энергоснабжающих организаций правительства региона, установления индивидуальных цен, наличия определенной величины собственного капитала и наличие статуса коммерческой организации.
Другими словами, СНТ не вправе покупать и перепродавать энергию садоводам и рассчитываться за всю энергию по одному общему счетчику. Но оптовая продажа всегда выгоднее продавцу, чем розничная, и энергосбыты уже 10 лет сопротивляются переходу на законную схему расчетов за электроэнергию, потребляемую садоводами. А большинство председателей СНТ либо этого не понимают, либо боятся нарваться на отключение и оказаться меж двух огней - энергосбытом и садоводами. Есть и желание председателей пропускать денежные потоки через себя.
Садовод вправе выбирать, как и всякий гражданин, тарифный план – одноставочный или дифференцированный по времени суток. И что делать, если у садовода один тарифный план, а общий счетчик имеет другой тарифный план? При сохранении в СНТ схемы расчетов по общему электросчетчику, обеспечить права граждан, в том числе и конституционные, невозможно. Договоры СНТ с энергосбытами с расчетом по общему счетчику являются, как минимум, оспоримыми, а по несколько иным причинам и вовсе ничтожными.
Энергоснабжающие организации
СНТ не может быть энергоснабжающей организацией по следующим причинам: 1) по законодательству энергоснабжающая организация должна быть коммерческой; 2) данная деятельность требует специальных знаний и специальных организационных процедур по допуску к работам и технике безопасности. Как только в СНТ с электричеством будет несчастный случай, председателя посадят. Так что, энергоснабжением должны заниматься специалисты.
Теоретически гражданин может купить энергию на Красноярской ГЭС, там она очень даже не дорогая и заключить договора со всеми сетями от ГЭС до Москвы. Но все это гражданину придется делать самому. Поэтому, для территорий придумали гарантирующего поставщика, который должен купить энергию на оптовом рынке, заплатить диспетчерской службе, заплатить всем сетям, по которым он везет эту энергию до потребителя. И по закону гарантирующий поставщик должен выставить даже гражданину счет из двух частей - отдельно стоимость энергии и отдельно стоимость ее доставки.
СНТ, как электросетевая организация
В СНТ тоже есть электросеть, причем с самыми высокими удельными потерями. Говорят, в среднем порядка 6% от всей стоимости электричества, некоторые платят 18% и более. Минэнерго, будучи хозяином всего в свое время и будучи законодателем одновременно, решило, что ему дешевле скинуть энергию СНТ (тогда СТ) оптом со скидкой 12,5 % и не заморачивать себе голову заботой о контроле потребления и техническом состоянии сети. В акте о разграничении ответственности были совмещены и балансовая граница, и граница эксплуатационной ответственности. Такой акт соответствовал тем случаям, когда не было некоммерческих общественных организаций.
Теперь решили считать все до последней копейки, наводить жесткий контроль за потреблением электроэнергии в сельской местности в самых расхлябанных сетях. И народ почувствовал нагрузочку на карман. Но порядок должен быть для обеих сторон. Энергосбыт платит всем сетям, за исключением сетей СНТ. Знаменитый Зампред ФСТ РФ как-то сказал, что надо платить и СНТ, и был прав, но вот только забыл установить размер платы. Причем, эта плата не гражданам-потребителям, это плата гражданам-собственникам, построившим или купившим часть электрической сети, по которой энергосбыт везет энергию.
Вообще, садоводы могут эту поселковую сеть отдать или продать любому дяде от Иванова, до ООО или ОАО. В Московской области есть Щаталинский В.В., главный советник главного садовода России, который создал ОАО и предлагает всем СНТ передать ему сети. А он будет их обслуживать, это несколько тысяч сетевых вкраплений по области. И добивается, где-то даже через Думу, что появится этот самый норматив на потери и техобслуживание.
Содержание электросетевого хозяйства садоводства Затраты на содержание всего электрооборудования, участвующего в доставке электричества до участка садовода, включены в тариф, независимо от того, чье оборудование при этом используется. Данная норма уходит корнями в начало электрификации СССР и пока не изменена. Норма ч.2 статьи 543 ГК РФ устанавливает, что "в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию".
Таким образом, средства на содержание и техническое обслуживание электросетевого хозяйства садоводческого объединения попадают, в виде платежей садоводов за электричество, в котловую энергоснабжающую организацию. Держатель котла обязан или обеспечить содержание и обслуживание электросети или вернуть садоводству собранные средства.
С учетом этих обстоятельств необходимо грамотно составлять акт эксплуатационной ответственности. Если гарантирующий поставщик весь тариф оставляет у себя, то граница эксплуатационной ответственности должна проходить по изоляторам садоводов. Если средства на содержание электросетевого хозяйства садоводства энергоснабжающая организация возвращает, то граница эксплуатационной ответственности может совпадать с границей разделения балансовой ответственности. Тогда на возвращенные средства садоводческое объединение само организует содержание и обслуживание своих сетей.
Электросеть физических лиц и садоводческое объединение
Само СНТ, как юридическое лицо, в подавляющем большинстве случаев за поселковую сеть не платило и собственником ее быть не может. Кроме, как подарили. И балансодержателем быть не может. Собственниками, по закону №ФЗ-66, являются плательщики целевого взноса (формулировка в законе хромает, должно быть не члены, а лица, внесшие целевой взнос). СНТ может лишь выполнять определенные функции в отношении той же поселковой сети, как имущества, на основании договора поручения садоводов. Садоводы создали юрлицо и поручили ему подписать договор о разграничении границы собственности. Не будут же 500 человек сособственников подписывать акт разграничения. Что касается эксплуатационной ответственности, то она определены ч.2 ст.543 ГК РФ, и это граница собственности гражданина: либо столб около участка, либо изоляторы на участке, либо клеммы счетчика.
Садоводы и созданное им юрлицо (его руководители - те же самые садоводы, временно назначенные председателями правления), с точки зрения закона абсолютно технически безграмотны и допускать их к напряжению даже близко нельзя, кроме как к розетке в доме. На это есть куча огромная всяких документов. Поэтому, эксплуатировать сеть должна специализированная организация, а деньги на это заложены в тариф, тариф забирает энергосбыт и эти деньги никто не отрабатывает. Здесь есть неосновательное обогащение за счет чужих средств - энергосбыт деньги забрал, а услугу не оказал.
Если постоянно понимать, что для внешнего мира СНТ - это представитель типа адвоката, который всего лишь представляет интересы садоводов по общей доверенности в виде решения общего собрания, то будет правильная картинка. Внутри председатель тоже не директор, чьи распоряжения обязательны для садоводов (они не работники, они хозяева), он всего лишь исполнитель решений общего собрания, правления и хранитель печати. Директор он для тех, кто получает зарплату.
Борис Федотов, юрист-энергетик Опубликовано 2 июля 2011 года
YuriSh писал(а): Если Вы рассчитываетесь с Энергосбытом по своему счетчику, то потери в линии до вашего счетчика входят в тариф на электроэнергию.
Вот здесь вы не правы. Легенда о тарифе, в который «все включено», с легкой руки FedBA прочно обосновалась в головах его читателей. Многократно утверждая это, FedBA ни разу не сослался на конкретные юридические нормы обосновывающие это утверждение. Их просто не существует, а вот говорящая об обратном есть.
Это п. 46 «Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденных приказом ФСТот 6 августа 2004 г. N 20-э/2, согласно которому: при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ сети потребителей, находящиеся у них на правах собственности или иных законных основаниях при условии, что содержание, эксплуатация и развитие этих сетей производится за счет средств указанных потребителей.
Применительно к СНТ, согласно ст. 4. ФЗ-66, таким собственником является либо юридическое лицо СНТ, и в этом случае обязанность оплачивать потери лежит на юридическом лице СНТ, либо граждане – участники совместной собственности на объекты электросетевого хозяйства в пределах ГБП СНТ и эта обязанность ложится на них. Они являются теми самыми «иными владельцами», о которых говорит часть 4. статьи 26. Федерального закона от 26.0303 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", указывающая, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства … и обязан оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Единственная группа граждан-потребителей, для которых в тариф действительно «все включено» - владельцы индивидуальных ЖИЛЫХ домов, энергопринимающие устройства которых либо непосредственно технологически присоединены к сетям сетевых компаний, либо опосредованно, через сети находящиеся в муниципальной собственности, «содержание, эксплуатация и развитие» которых производится за счет средств местного бюджета. Поэтому эти сети учитываются при определении тарифов (п. 46 «Методических указаний…»). Все остальное население присоединено к сетям сетевых компаний опосредованно, через энергопринимающие устройства «иных» владельцев и вынуждено потери в этих сетях оплачивать. Так в МКД внутридомовые сети являются совместной долевой собственностью владельцев жилых помещений и они помимо собственного потребления оплачивают потери в этих сетях пропорционально площадям принадлежащих им жилых помещений (см. ПП РФ от 6 мая 2011 г. № 354 О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). На НКО постановление 354 не распространяется и порядок оплаты электроэнергии, закупаемой СНТ для компенсации потерь устанавливается общим собранием в соответствии с ФЗ 66. ОПФРР в редакции 442 ПП РФ обязывает этих владельцев оплачивать потери даже если они не связаны с ЭСО соответствующим договором: 130. При отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Индивидуалы волшебным образом попадают в законодательную промежность между ФЗ 66 и ПП РФ 354 и потери в сетях СНТ их конечно не волнуют )))) (если оплата этих потерь не предусмотрена условиями договора об использовании инфраструктуры СНТ).
Пока существует п. 4 статьи 26 ФЗ Об электроэнергетике и пока СНТ (или его члены) являются «иными ВЛАДЕЛЬЦАМИ» никакие переходы на прямые договоры не освободят их от оплаты потерь.
Я бы не сказала, что разделились. Просто YuriSh полагает, что МЭС интересуют внутренние расчёты в СНТ. Нет, не интересуют. Интересуют показания общего счетчика и включенные в договор "наружные" потери (если таковые есть и обозначены).
gamma123 писал(а): Речь, конечно, об оплате потерь в сетях СНТ. Формально Вы, наверное, можете не участвовать в оплате потерь СНТ. Но МЭС то эти платежи собирает с членов СНТ. Поэтому неизбежны конфликты.
Если Вы рассчитываетесь с Энергосбытом по своему счетчику, то потери в линии до вашего счетчика входят в тариф на электроэнергию. Другое дело, что Энергосбыт должен учесть вашу электроэнергию + потери в учете электроэнергии СНТ по общему счетчику.
Понятно, мнения разделяются. Кого-то волнуют потери на внутренних сетях и ТП, кого-то нет Моральная сторона вопроса не может уж совсем не волновать индивидуала, который ухватившись за закон оказался умнее других садоводов. Считаю, что такие индивидуалы должны стать лишь примером для всеобщего перехода садоводства на прямые договора(!)
МЭС собирает платежи с СНТ, а не с членов. И внутренние потери их не волнуют - они их не считают и в счёт включают только расход по показаниям общего счётчика. Но существуют потери на ВЛ-10, а также в зависимости от точки поставки на трансформаторе могут считать потери холостого хода. Видов потерь много, если пишете о потерях, то надо уточнять, какие именно имеете в виду. Потери на внутренней линии от многих факторов зависят, на форуме уже обсуждалось не раз. Многие считают, что внутренние потери - исключительно воровство, но это не так.
И потери СНТ в их сетях меня не волнуют)))), у меня точка поставки на границе, я не член, плату за переток требовать не могут, плачу по тарифу МЭС. да, и мне кажется, что речь все-таки про потери в сетях, которые именно МЭС пытается прямым абонентам впихнуть в прямые договоры.....
При этом следует напомнить, что максимальная мощность на участок в СНТ Зенит – 6 кВт, в соответствии с рамками Правил ТП №861 от 27.12.2004г и исходя из мощности трансформатора СНТ и количества домов, руководствуясь формулой: 250кВа х 0,9 /(285 х 0,16 х 0,8) где 250 – максимально разрешённая мощность трансформатора, кВа; 0,9 – косинус фи (прил. №3 ПП 442 от 04.05.12) 285 – кол-во домов в СНТ; 0,16 – коэф. одновременности (СП 31-110-2003 табл. 6.3); 0,8 – коэф. спроса (СП 31-110-2003 табл. 6.2),
Я направлял свою заявку на имя гендиректора "Мосэнергосбыта". Несмотря на то, что дней 10 заявка шла в филиал, там с ней поработали оперативно, и в течение 30 дней от даты подачи заявки договор был подписан (несмотря на запрос "МЭС" владельцу сети). Потому что у них это было "на контроле". И я им регулярно звонил. А мои соседи подавали заявку в филиал и договор с ними подписали больше чем через 30 дней. Так что сначала звоните, узнавайте. Может, и не отказ, а простая проволочка.
Интересно, что в разных районах МО совершенно разный подход к желающим заключить прямой договор садоводам. Сегодня позвонила одна из наших форумчанок. она съездила в Сбыт, купила там счётчик (тарифицированный однофазный двухтарифник), отдала копии свидетельства на землю и паспорта. Зам.нач. клиентского отдела дала ей бланк заявки на заключение договора, просила не платить "в пустоту", а установить на опоре счётчик, сфотографировать и принести к ним для заключения договора. Может по установке и есть какие-то неточности, но что слышала, то и пишу. По взаимоотношениям с СНТ сказала, что нужно подтверждение на выделенную мощность. Будущий потребитель объяснила, что никого из правления застать невозможно (предлог надуманный, потому что она твёрдо знает, что получить это от её СНТ невозможно). Ей посоветовали сделать письменный запрос, а в Сбыт принести квитанцию об отправке, а далее они сами с СНТ свяжутся. Обещали заключить договор сразу после установки счётчика.
Добрый день! Я тоже заключил прямой договор со сбытом по описанному здесь сценарию. Отправил заявку на Вавилова 9 с копией паспорта и свидетельства, через 2 недели перезвонили из местного отделения МЭС, пригласили, пришел, подписал договор, выдали абонентский номер, зафиксировали начальные показания с моих слов и все. Сходил заплатил за первый месяц в сбере за 200 кВт. Вот что-то меня парит, что никто ничего не опечатывал и показания на месте не снимал, спросили только где счетчик установлен, я сказал, что пока в доме, но собираюсь вынести на границу (чтоб не парили меня со снятием показаний и допуском и со стороны СНТ и со стороны МЭС). Нужно ли требовать от МЭС, чтоб пришли и счетчик опечатали? Или забить.....